«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане». Ян Амос Коменский

А.А. Ромазанова, педагог дополнительного образования,

 участник муниципального этапа конкурса

«Сердце отдаю детям»-2022

 

 


           Мы с вами, уважаемые коллеги, представляем удивительную область образования под названием «дополнительное». Казалось бы, раз не основное, то и функции должны быть второстепенными. Но в последние годы дополнительному образованию уделяется огромное внимание со стороны государства и общества. И Закон «Об образовании», и национальный проект «Образование», и Концепция развития дополнительного образования, и многие другие серьезные документы с уважением определяют миссию дополнительного образования как превращение его «в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».

В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

И исполнять высокую миссию в непосредственном контакте с конкретным ребенком поручено нам, педагогам дополнительного образования.

Неформализованное, вариативное, добровольно избранное ребенком поле деятельности имеет большие преимущества по сравнению со стандартизированным обязательным образованием. И моя задача: используя все эти бонусы, организовать обучение так, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка, помочь ему в саморазвитии, самоопределении и социализации.

Широкая свобода выбора для обучающегося в дополнительном образовании имеет не только преимущества, но и свои трудности. В школу семья отправляет ребенка в обязательном порядке, и тот выполняет все требования учителя, даже если ему это не нравится.

В дополнительном образовании определяющим фактором успешности становится мотивация к образовательному процессу всех его участников: ребенка - родителя-педагога. Интересно – обучающийся посещает занятия, неинтересно или трудно – уходит; нравится педагог – идет к нему, нет- идет к другому. И на первом этапе я должна привлечь ребенка к занятиям в своем объединении.

         На рынке образовательных услуг моим мотиватором для детей, и их родителей является профиль и содержание образовательных программ («Легоконструирование и программирование» интересуют обе категории).

Семью устраивает то, что ребенок находится в комфортных условиях, под присмотром внушающего уважение педагога, недалеко от дома, занят интересным и полезным делом. Постоянный контакт и добрые отношения с семьями обучающихся повышают их мотивацию, мне - помогают лучше понимать детей, и нам вместе - решать некоторые детские проблемы.

Ребенку важно получать удовольствие от процесса обучения, от результата практической деятельности, а также от общения с друзьями. И решающий фактор - эмоциональный контакт с педагогом. Для дошкольника и первоклассника занятия – развлечение, игра.

Но неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с удовольствием и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид. И мы вместе движемся от простого к сложному, выходим из зоны комфорта, преодолеваем трудности, а значит развиваемся! И достигаем успехов!  Наступает этап увлечения, когда у подростка просыпается желание самостоятельно добывать знания, предлагать свои решения учебных задач, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Выработать у современного подростка устойчивый интерес к определенному виду деятельности не так-то просто. Приходится поломать голову над задачками для развития критического мышления, над темами проектов и исследований, над индивидуальными творческими заданиями.

А что мотивирует меня как педагога?

Любовь к детям и своему предмету, радость от сотворчества с детьми — главный мотив моей работы.

Каждая встреча с моими учениками непохожа одна на другую. Дети – неиссякаемый источник энергии, постоянно удивляющий меня. Я радуюсь вместе с ними, сержусь на них, дружу с ними, помогаю, наставляю, изобретаю.  

Мне интересно то, чему я обучаю детей. Мне все время хочется учиться, совершенствовать свои знания и умения. Ведь я должна быть впереди, показывать пример, вести за собой.  

Как говорил доктор психологических наук Александр Ильич Савенков «Творчеству нельзя научить. Им можно только заразить».

Мое собственное творчество должно быть сутью моей работы, моей жизни. И я хочу верить, что с этой задачей справлюсь.

Дополнительные общеразвивающие программы технической направленности в системе работы с детьми с повышенными образовательными потребностями

Наверх