Мы с вами, уважаемые коллеги, представляем удивительную область образования под названием «дополнительное». Казалось бы, раз не основное, то и функции должны быть второстепенными. Но в последние годы дополнительному образованию уделяется огромное внимание со стороны государства и общества. И Закон «Об образовании», и национальный проект «Образование», и Концепция развития дополнительного образования, и многие другие серьезные документы с уважением определяют миссию дополнительного образования как превращение его «в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».
В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.
И исполнять высокую миссию в непосредственном контакте с конкретным ребенком поручено нам, педагогам дополнительного образования. Неформализованное, вариативное, добровольно избранное ребенком поле деятельности имеет большие преимущества по сравнению со стандартизированным обязательным образованием. И наша задача: используя все эти бонусы, организовать обучение так, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка, помочь ему в саморазвитии, самоопределении и социализации.
Широкая свобода выбора для обучающегося в дополнительном образовании имеет не только преимущества, но и свои трудности. В школу семья отправляет ребенка в обязательном порядке, и тот выполняет все требования учителя, даже если ему это не нравится. В дополнительном образовании определяющим фактором успешности становится мотивация к образовательному процессу всех его участников: ребенка, родителя, педагога. Интересно – обучающийся посещает занятия, неинтересно или трудно – уходит; нравится педагог – идет к нему, нет- идет к другому. И на первом этапе я должна привлечь ребенка к занятиям в своем объединении.
Ребенку важно получать удовольствие от процесса обучения, от результата практической деятельности, а также от общения с друзьями. И решающий фактор - эмоциональный контакт с педагогом. Для дошкольника и первоклассника занятия – развлечение, игра. Но неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с удовольствием и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид. И мы вместе движемся от простого к сложному, выходим из зоны комфорта, преодолеваем трудности, а значит развиваемся! И достигаем успехов! Наступает этап увлечения, когда у подростка просыпается желание самостоятельно добывать знания, предлагать свои решения учебных задач, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Выработать у современного подростка устойчивый интерес к определенному виду деятельности не так-то просто. Приходится поломать голову над задачками для развития критического мышления, над темами проектов и исследований, над индивидуальными творческими заданиями.
Как говорил доктор психологических наук Александр Ильич Савенков «Творчеству нельзя научить. Им можно только заразить». Именно поэтому собственное творчество педагога дополнительного образования должно быть сутью его работы.